«Мне ближе театр, потому что это нечто более семейное, более душевное... короче говоря, спокойная гавань…»

Разработано jtemplate модули Joomla

Новые актерские лица, новые имена… Хорошо, когда каждое из них «принадлежит» яркой индивидуальности, о которой хочется говорить и думать…

Александра Феклистова мы увидели и запомнили в фильмах «Отряд», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Плюмбум, или Опасная игра». Сейчас актер в нашем городе — снимается в фильме Михаила Козакова «Петербургская фантазия» в роли Германна из «Пиковой дамы». У нас есть повод поближе познакомиться с ним.

— Родился в Ленинграде. Горжусь этим. Отсюда родители перевезли сначала в Коломну, потом в Москву. Семья не актерская, а я с самых первых сознательных лет хотел в театр. Занимался в драматической студии «Гайдар» при Дворце пионеров, затем в театре-студии на Красной Пресне под руководством В. Спесивцева. Предательством считалось думать о театральной школе, а ее чем дальше, тем больше не хватало: одного энтузиазма на сцене мало. Ушел… Не сразу, но поступил в школу-студию МХАТа на курс к О. Н. Ефремову. Больше других с нами занимались А. Покровская и А. Мягков, умные, чуткие, содержательные люди, любимые педагоги.

— Литература помогает в работе?

— Конечно. Часто возвращаюсь к Толстому, к Чехову. Перед Германном много читал Достоевского и о Достоевском. Кто лучше способен душу растормошить?

— Германн — фигура сложная, симпатий он не вызывает…

— Знаете, режиссер так заразил своей увлеченностью, что все мы, по-моему, пребываем в состоянии постоянного нервного раздумья. Я вроде все про «отрицательность» Германна понимаю… Но сопереживаю — значит, и сочувствую, и жалею. Тут и Достоевский помогает. Впрочем, о Германне рано пока говорить.

— А перед «Плюмбумом» что читали?

— Не помню точно. Кажется, Конан Дойля. Не получилось, не удалось там что-то. По заданию режиссера приходилось сдерживать себя, а я к этому не привык. Мне понятней, ближе более активное, откровенное существование в роли.

— В сдержанности вашего персонажа Седого есть смысл. Положение начальника оперотряда обязывает. Он пользуется услугами негодяев, таких, как Плюмбум. Явно недоволен всем, что происходит вокруг, но к себе при этом сохраняет недюжинное уважение. Такие люди становятся «скользкими» словно бы не по своей воле… Зато ваш мистер Хайд в фильме режиссера А. Орлова очень активно существует…

— Почти как в мульфильме… Наши нервные, эмоциональные возможности — сила непредсказуемая, необъяснимая. В соседнюю булочную в детстве бегали так, что ветер в ушах свистел. Зачем? Никто ведь не торопил. Выбросить, освободить накопившуюся энергию стремились или время обогнать, свое ощущение, понимание времени обмануть?..

— Вы — актер Московского Художественного академического театра им. М. Горького и заняты в репертуаре больше, чем многие ваши сверстники. Однако анкета журнала «Театральная жизнь» за прошедший год показала, что самая популярная ваша работа не на мхатовской сцене.

— Это в «Эмигрантах» по пьесе Мрожека в театре-студии «Человек». Теперь с моим однокурсником Романом Козаком мы играем этот спектакль на малых сценах нескольких московских театров.

— Польский драматург Славомир Мрожек у нас из сознательно забытых. Условия жизни, политическая среда в его произведениях часто подвергаются насмешке, иронии. Но ситуации, в которые попадают герои, настолько абсурдны, что могут быть отнесены к любому месту и времени.

— Эта пьеса не только об эмиграции, она о рабстве в самых разных его проявлениях, об одиночестве. Мы решились ставить ее еще студентами.

— Сегодня критики хвалят актеров за то, что должно быть само собой разумеющимся в работе: за целенаправленность сценического существования, за продуманность, логику, причины и следствия. В «Эмигрантах» все это есть. Помогло время?

— И время. Но скорей желание работать от души.

— Каких актеров вы любите?

— Тех, в ком сохраняется любовь к профессии, не появляются скука, усталость, в ком не пропадает интерес к подробностям, мелочам…

Нередко самые разные жизненные обстоятельства плохо сказываются на чувстве своей предназначенности, на осознании своей уместности в деле, профессии. С Феклистовым, кажется, этого не происходит. Спокойно, с выдержкой пожелаем ему существовать. И будем считать: первое, хоть и краткое, знакомство с актером состоялось.

Марина Абельская. Газета «Вечерний Ленинград», 14 июля 1987 г.