«Нужно разговаривать со зрителями, мы так долго их обманывали, настолько нагрузили их пафосом, что хочется, чтобы они вернулись в театр с доверием…»

Разработано jtemplate модули Joomla

На канале РТР-Беларусь по выходным вновь идет сериал «Сваты», который пользуется огромной популярностью у телезрителей. Одну из главных ролей в нем исполняет Александр Феклистов. Актер, которого зрители запомнили по фильмам «Батальоны просят огня», «Плюмбум, или Опасная игра», «Ближний круг», «Любовь с привилегиями», «Русский регтайм», «В августе сорок четвертого», «Зависть богов», а также в сериалах «Пятый угол», «День рождения Буржуя», «Петербургские тайны», «Досье детектива Дубровского», «Каменская-3», «Танкер «Танго». Всего в послужном списке актера — более 100 ролей в кино и театре. Моя встреча с Александром Феклистовым состоялась в Минске.

— Александр Васильевич, расскажите о своей роли в сериале «Сваты».

— Мой герой Александр Александрович Белькевич — ученый-философ, правда, в кабинете мы его ни разу не видели. Он в одиночку воспитывает дочь. Сан Саныч любит хорошо отдохнуть за чужой счет, он ловелас. Но нельзя сказать, что мой герой отрицательный. Ничего подобного! Он обаятельный, может кого угодно убедить. У моего героя непростой характер, впрочем, как и у меня самого. Я могу уйти из проекта, театра, если мне что-то не нравится или когда попадаю в какую-то дрянь. Я не гоняюсь за популярностью, званиями, актерство для меня — просто хобби, занятие для души. В «Сватах» работать было одно удовольствие. Мне очень понравилось место, где проходили съемки. Оно прижато к воде, где нет зевак, где мы только одни в тени деревьев. Вначале роль по сценарию была больше репризная, а потом стала более действенной. Можно следить за самим сюжетом и не останавливаться на том, что получилась смешная реприза. Недавно я читал, что с экрана уходит улыбка. Вспомните, какая улыбка была у Петра Олейникова, потом она перешла Николаю Рыбникову... Как горько улыбался Олег Иванович Янковский и почти не улыбался Валерий Приемыхов... Я называю тех актеров, которых люблю как киногероев. Я мало улыбался в кино, роль в «Сватах» — исключение.

— На что вы в первую очередь обращаете внимание — на имя режиссера, на сценарий, на партнеров, которые будут с вами работать?

— Я обращаю внимание и на имя режиссера, и на партнеров, и на качество сценария, и даже на место съемки. По этому поводу расскажу вам одну историю. Как-то Николаю Афанасьевичу Крючкову позвонили из «Мосфильма» и предложили сниматься. Он спросил, где будут съемки и когда. Ему ответили, что в Тверской области, в июле. Крючков ответил: «Подождите» и ушел в свой кабинет. Там он открыл книгу «Рыболовство в СССР», посмотрел, что в июле в Тверской области ловятся лещ, окунь и плотва, вернулся к телефону и сказал: «Я согласен».    

— Вспомните свое детство. Почему вы решили стать актером?

— Я родился в семье военного, наверное, поэтому у меня хорошо получаются роли военных. В школьные годы я получал бесконечные замечания в дневник. У меня как будто в одном месте было шило. Как и все дети, я любил кататься на льдинах, на подножках товарняков, любил лазать по деревьям, спускать березовый сок, ловить майских жуков. После 8-го класса мечтал о море.

Но вот как-то в Коломну на гастроли приехал Театр юного зрителя. Я посмотрел один спектакль, и мне очень понравилось. После этого пересмотрел весь репертуар и загорелся быть артистом. Меня, правда, больше интересовала не сцена, а то, что делается за таинственными кулисами. Когда наша семья переехала из Коломны в Москву, мечта об актерстве стала ближе. За то время, что занимался в театральной студии Вячеслава Спесивцева, я окончил школу, поработал на военном заводе, потом — почтальоном, поучился в полиграфическом и педагогическом. И окончательно понял, что хочу быть профессиональным актером, поэтому поступал во все театральные вузы Москвы, но ни в один меня не взяли. Например, в ГИТИСе сказали, что для них я староват. Но все равно я был уверен в себе. Эта уверенность помогла мне в 22 года поступить в школу-студию МХАТ на курс Олега Ефремова. Педагогом по мастерству у меня был Андрей Мягков. В студенческие годы хотелось все изменить, переделать, но Ефремов пресекал вольномыслие в корне одной фразой: «Вы сначала Розова научитесь играть». Сейчас, исходя из своего жизненного опыта, я согласен с Ефремовым, что всегда нужна крепкая профессиональная база, на основе которой можно экспериментировать.

Я очень благодарен судьбе, что у меня были такие замечательные педагоги, великолепные актеры, которых любят все.

— Кого еще из актеров можете выделить, с кем вам интересно работать?

— Я люблю Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Евгения Евстигнеева. Мне нравится играть на одной сцене с Александром Калягиным, Сергеем Юрским. У меня особое пристрастие к питерскому актеру Сергею Дрейдену, а из голливудских мне больше всех симпатичен Роберт де Ниро.

— Педагогом по мастерству у вас был мой любимый актер Андрей Мягков. Мне кажется, он очень закрытый человек...

— Да, Андрей Васильевич Мягков — очень закрытый человек. Он правдоискатель, ненавидящий всякую фальшь и не терпящий никакой лжи. Оттого и закрытый, боящийся вступить в ту зону, где он не может нести ответственность за себя в полной мере. Для нас, студентов, он был и папой, и мамой. Он относился к нам очень терпеливо, но требовательно, вытаскивая из нас очень серьезные и больные вещи. Андрей Васильевич идеальный педагог.

— Правда ли, что вы снимались в Голливуде?

— Да, в голливудской картине «Сталин» Ивана Пассера, который когда-то начинал вместе с Милошем Форманом.

— Многие убеждены, что американское кино лучше нашего. А вы как считаете?

— Для меня «Весна на Заречной улице» лучше любого американского фильма. У американцев есть очень хорошие киноленты, но то, что мы чаще всего видим, просто чудовищно.

— Поделитесь секретом, что вам помогает в профессии и в жизни?

— Юмор и самоирония. Это гораздо плодотворней, чем «звездная болезнь» некоторых моих коллег. Как-то перегородили проезд моей машине, а я очень опаздывал. Естественно, я нервничал, сигналил, а когда появился виновник, не сдержался и повысил на него голос. В ответ он обложил меня таким вдохновенным матом, что я прямо заслушался. И сказал себе: «Стоп, не расходись, все в порядке!». Актеру темперамент необходим, но надо уметь его сдерживать.

— Вы пессимист или оптимист?

— Я оптимист! Вокруг много плохого, но обязательно нужно ждать хорошего. А вообще, в каждом из нас многое перемешано, мы постоянно меняемся. Режиссер Деклан Доннеллан сказал: «Никогда не верьте словам других персонажей про вашего персонажа».

— Что для вас важнее — кино или театр?

— Театр для меня гораздо важнее кино. В театре актер отвечает сам за себя. Кино — это для зрителя. Театр же — для актера, который своей игрой со сцены держит зал. Если актер играет плохо, не цепляет игрой, зритель скучает, уходит. Правда, сейчас я ушел из репертуарного театра и работаю в режиме свободного артиста. В последнее время мне везет, работаю с известными зарубежными режиссерами в самых значимых спектаклях.

— У вашего героя в спектакле «Великолепный мужчина» есть фраза «Слова любви — глупые слова». А как часто вы сами говорите слова любви жене, детям?

— Каждый день!

— Расскажите о своей семье.

— Супруга Елена — мой главный помощник. Она читает мои сценарии, дает советы, следит за моей перепиской. Жена по образованию экономист, работает на телевидении. Ни в одном из своих детей я не видел божьей искры для актерства, поэтому они пошли не по моему пути. Старшая дочь окончила факультет журналистики МГУ и работает на телевидении. Она подарила мне внука. Сын пошел по дедушкиному пути — окончил Военно-медицинскую академию в Питере, сейчас военный врач. Младшая дочка учится в театральном вузе на менеджера и театроведа.

— О чем вы мечтаете?

— Я мечтаю больше времени проводить с семьей. Что касается профессиональных мечтаний, то хочу, чтобы было побольше интересной работы с талантливыми режиссерами, партнерами, побольше интересных сценариев. К сожалению, с каждым годом хороших сценариев все меньше и меньше.

— А как же материальные блага? Многие актеры готовы работать в любой халтуре, главное, чтобы им платили...

— В 90-е годы, когда кино практически не снималось, в театре работы было мало, и я пять лет подрабатывал тем, что на своей машине возил по Москве иностранцев. Не так давно решил переехать из Москвы на природу и начал строить дом. Для этого нужны большие средства — и тут же пошел поток предложений плохого качества. Можно было закрыть глаза и  халтурить как многостаночник. Но я взвесил все «за» и «против» и решил, что на сделку с совестью не пойду, пусть все будет  как прежде.

— Чем вы увлекаетесь?

— Старыми фотографиями. В букинистических магазинах ищу открытки, старые альбомы. Мне очень интересно всматриваться в лица людей другой эпохи, погружаться в их быт... Я также заядлый собачник, люблю возиться с собаками, причем не с породистыми, а с дворнягами, которых подбирает на улице жена. Когда есть время, с удовольствием езжу с друзьями на рыбалку. Очень люблю путешествовать. Хорошо, что благодаря профессии объездил все континенты, только в Антарктиде не был. Как-то с друзьями рванул на Дальний Восток — там, в Охотском море, есть остров Феклистова. Его суровая северная красота начинается из покрытых хвойными лесами гор, с которых сбегают ручьи. Так осуществилась моя мечта посетить остров-однофамилец. А еще веду дневник, к которому время от времени возвращаюсь...

Газета «7 дней» (Беларусь), 14 февраля 2013 года.