«Актеру темперамент необходим, но надо уметь его сдерживать…»

Разработано jtemplate модули Joomla

Юлия Шатилова . «Первый канал» («Время»), 12 августа 2010 г.

Две недели в российской глубинке — без мобильных телефонов, городской суеты и житейских забот. Так проходят репетиции шекспировской «Бури», спектакля, которому предстоит открывать следующий Чеховский фестиваль. А ставит его знаменитый режиссер Лондонского королевского театра.

Из декораций — только синь неба, озеро, кувшинки, сосны, тишина и ни души на километры вокруг. Убеленные сединами мэтры и вчерашние студенты ГИТИСа отложили все дела и съемки, чтобы вдали от городской суеты две недели принадлежать Шекспиру и Доннеллану. И пережить свою «Бурю».

Путь на репетицию нового спектакля Деклана Доннеллана на этот раз лежит через лес в Тверской области. Российская провинция, по замыслу британского режиссера, должна помочь актерам вжиться в образы Шекспира.

Правильную английскую речь в этих глухих лесах теперь можно слышать каждый день. Руководитель лондонского Королевского театра, лауреат премии Лоуренса Оливье, мистер Доннеллан спешит на репетицию, чтобы сидя на земле, почти медитируя, разгадывать шекспировские тайны.

Александр Феклистов, актер: «Просто это режиссер, который пытается сохранить ноту откровения, сам открываясь очень, вызывая нас на это откровение».

Яна Гурьянова, актриса: «В „Буре“ все происходит на острове, а здесь все окружено водой. Это слияние с природой очень помогает».

Режиссер не говорит по-русски, актеры — по-английски. Но трудности перевода — не про них. Иностранцем себя в России не чувствую, нигде не смеюсь так часто, как здесь, говорит мистер Доннеллан.

«Буря» — не первая его постановка с русскими артистами, до этого были «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», «Борис Годунов», «Три сестры». Знаменитый англичанин не устает признаваться в любви русским артистам.

Деклан Доннеллан, режиссер: «Они необыкновенно талантливы и очень открыты всему новому. Но кроме того, для меня важно, чтобы актер был еще и хорошим человеком. Жизнь коротка, и хочется прожить ее, работая с людьми, с которыми приятно общаться».

Поиграть в салочки с народным или заслуженным артистом — это тоже часть творческого процесса, особого метода «погружения». Те, кто уже работал с Декланом, знают: две недели — никаких мобильных телефонов, встреч с друзьями, житейских забот. Только почти детские игры, в которые играют взрослые люди.

Игорь Ясулович, актер: «Все, что тут происходит, в этом и есть какая-то радость творчества. Отсюда и рождаются какие-то невероятные вещи».

Невероятные простые вещи. Деклан Доннеллан признается, что его цель — не шокировать. Сегодня нужна смелость как раз для того, чтобы делать простые живые вещи.

Деклан Доннеллан, режиссер: «Когда я создаю спектакль, мне не важно, хорошо это или плохо, не важно, правильно или не правильно. Я хочу видеть на сцене жизнь, это самое ценное».

После лесного уединения будут еще репетиции в Москве, потом премьера в Париже, гастрольный тур по Великобритании, и только после этого «Буря» вернется в Россию, чтобы открыть следующий Чеховский фестиваль.